Как рекламодателю распознать мошенников в Телеграм и защититься от них — кратко расскажу в сегодняшней статье. Рекомендую к прочтению всем, кто хочет обезопасить себя при покупке рекламы и сберечь свои деньги и нервы.

Введение
Множество мошенников в Телеграм работает в сфере покупки/продажи рекламы. Сегодня поговорим именно о правильной покупке рекламных постов и мерах безопасности и защиты.
Ботоводы
Эти грабли характерны для тех, кто впервые качает сообщество в Телеграм. Часто новички не знают как анализировать каналы и где найти качественных доноров. В итоге реклама покупается у первого встречного ботовода.
Ботоводы — это люди, использующие нечестные методы продвижения. Они накручивают свои Телеграм-каналы мертвой аудиторией (ботами), а затем продают в них рекламу. Чтобы не «спалиться», они стараются накрутить трафик и рекламодателю.
Например, в свое время я выкупал по незнанию рекламу в сообществах у ботоводов. С каждого рекламного размещения мне в канал приходили сотни «живых людей», а подписчик выходил в пару рублей. Лишь потом я понял, что с рекламы шли обычные боты, а не живая аудитория.
Меры защиты от ботоводов
- Всегда анализировать каналы с помощью сервисов статистики Телеметр и Тгстат. И не жалеть денег на покупку абонемента в сервисах.
- Не покупать слишком дешёвую рекламу. Желательно вычислить CPM в нише. Ботоводы часто продают рекламу в 2-5 раз ниже рыночной цены.
- Не покупать рекламу у админов, обещающих гарантированную рекламную отдачу. Бери рекламу, тебе точно с нее 1000 человек зайдет и т.п. Админ в целом не может знать отдачу, лишь приблизительно. Все зависит от рекламного поста и канала. Точную отдачу знают лишь ботоводы, которые накручивают трафик рекламодателям.
- Проверять входящий трафик на наличие накрутки. Важно понимать когда с рекламы идут живые люди, а когда боты и офферы.
- Подписаться на каналы, публикующие инфу о мошенниках и советы как их распознать, например @idoras.
Фейковые администраторы и менеджеры
Еще одна группа мошенников в Телеграм — это откровенные кидки или люди, продающие воздух.
Пример. 2017 год. Очередной менеджер пишет мне и предлагает вкусные каналы на закуп. Каналы с хорошей статистикой, есть скидка за опт, все огонь. Беру.
В назначенное время реклама не выходит. Жду 5-10-20 минут, поста нет. Пишу менеджеру, а в ответ тишина. Причем он настолько наглый, что читает мои сообщения и даже не кидает в спам, а просто игнорит.
Понимаю, что меня кинули, смотрю шапку каналов, нахожу контакт админа, списываюсь. Конечно, тот фейковый менеджер никаким боком к каналам отношения не имеет, а просто продает людям воздух.
Правила безопасности при покупке рекламы
1. Писать о покупке рекламы только контактам, указанным в шапке канала. Если их нет, значит предложение нужно игнорировать. Допустимо, если контакт указан в прайсе, а ссылка на прайс в шапке канала.
2. Писать только через указанные контакты в канале или официальном прайсе. В телеграм юзернеймы, написанные с большой английской ай «I» и маленькой л «l» выглядят почти одинаково. (@Iana и @lana).
Пример. В чате вы увидели рекламное предложение от пользователя Лана (@Iana). Заходите на интересующий канал и видите контакт в шапке (@lana).
Написав пользователю Лана (@Iana) из чата, разместившему предложение, вы попадете на мошенника, замаскировавшего свой ник под админа. Если же вы кликнули на контакт админа, указанный в шапке канала (@lana) и написали ему, то вас не обманут.
Разница всего в один символ, и вот мошенник легко замаскировался под настоящего админа канала. А частая невнимательность рекламодателя, ему только на руку.
3. Стараться покупать рекламу у администраторов, а не менеджеров.
Пример. Как-то раз я взял рекламу у менеджера, он был указан в контактах канала. И в итоге меня кинули, а админ написал просто: «Я недавно его взял, а он оказался мошенником, извините».
Часть мошенников в Телеграм старается втереться в доверие к админам под видом менеджеров, а как только их ник укажут в шапке канала, начинают кидать всех подряд.
Второй момент — завышенные цены. Пишу менеджеру, цена 1600 руб., пишу админу, цена рекламы 1000 руб. Спрашиваю у админа, почему такая разница, получаю ответ «менеджер работает по схеме: цена, плюс все что выше — его». Поэтому, у менеджеров иногда цены, завышенные в разы.
Наказываем мошенников в Телеграм
Если раньше мошенники уходили безнаказанно, то сегодня можно и нужно рассказывать о них и портить им репутацию.
Благо появились специальные каналы, где публикуются различные разводы и истории. Для начала, рекомендую вступить в этот канал @idoras. Это поможет следить как за самими мошенниками, так и их новыми схемами обмана. Предупрежден — значит вооружен.
Если вас кинули, украли канал или нагнали ботов и офферов, составьте подробную статью с пруфами и отошлите в личку админу вышеперечисленного канала.
Деньги возможно уже не вернуть (хотя были и положительные случаи), но вы поможете избежать другим людям встать на те же грабли. Да и репутацию негодяям подпортите, хоть немного. Ну и главное — небольшое моральное удовлетворение от этого обеспечено.
Заключение
Перечисленные правила, возможно, не избавят от рук мошенников на все сто процентов, но, как минимум, снизят потенциальные риски.
Больше полезной информации в моём канале о продвижении в Телеграм. Простым языком рассказываю в нем о том, как эффективно развивать каналы и зарабатывать на них деньги. Даю бесплатно то, что другие продают.
До новых встреч в следующих статьях. С уважением, Дмитрий Толстой.
